Научное руководство

Правила оформления курсовых работ

Рекомендации на сайте Научной библиотеки ТГУ

Тематика курсовых работ

БЛОК 1. История советской и современной российской культуры
Аннотация: история культуры – такая сфера исторической науки, к которой принято обращаться, исходя из «остаточного принципа» (то есть: «изучать политику и экономику важнее, чем культуру»). Однако понятие Культура столь широко, что способно вобрать в себя самые разнообразные стороны человеческой жизни. В XX в. в культуре происходили невероятно быстрые эволюционные процессы: менялись стили и направления, появлялись новые выразительные средства, что сегодня является предметом для изучения. Ученый-историк (в отличие от культуролога) может обратиться к исследованию отражения через произведения искусства процессов, происходивших в общественно-политической жизни страны. Отдельный интереснейший пласт тем для исследователя – проблема взаимоотношений власти и культуры.
Примерные темы курсовых работ:- «История советского кинематографа» или «История отечественного театра» (и др. темы по истории отдельных направлений отечественной культуры XX в.)
- «Сравнительный анализ культурной политики советской власти в периоды хрущевской оттепели и горбачевской перестройки» (и др. темы по истории отдельных периодов отечественной культуры XX в.)
- «Культура и власть в первое послевоенное десятилетие» (широкий спектр тем по взаимоотношениям власти и творческой интеллигенции)
- «История советской цензуры»
- «Механизм управления культурой в...» (...в разные десятилетия; сравнение моделей управления культурой в различные периоды).

БЛОК 2. История высшего образования в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации
Аннотация: студенту-историку Томского университета – старейшего вуза Азиатской части страны – может быть интересна история высшей школы России. При изучении данных исторических проблем студент оказывается в уникальной ситуации: ему – уже причастному к высшему образованию – предлагается окунуться в функционирование высшей школы прошлого. Здесь открываются широкие возможности по сопоставлению, например, организации учебного процесса в прошлом и настоящем, или – образа жизни студенчества различных временных отрезков и т.д.
Примерные темы курсовых работ:
- «Вузовский профессорско-преподавательский корпус»
- «Студенчество XX в.» (можно изучать быт, образ жизни, социальный состав)
- «Правительственная политика в отношении высшей школы»
- «Высшее образование в Томске» (история отдельных вузов, отдельных периодов)
- «Болонский процесс в России» (и др. проблемы современной высшей школы)
- «Сравнительный анализ отдельных аспектов истории отечественной вышей школы в различные периоды: дореволюционный, советский, современный».

БЛОК 3. Социальная история: отечественная интеллигенция в XX в.
Аннотация: интеллигенция – особый слой общества, который в исторической науке можно изучать в рамках такого направления как социальная история. В советский период с людьми интеллектуального труда происходили сложнейшие перипетии: уходила в прошлое «старая» дореволюционная интеллигенция, формировалась «новая». Далеко не всегда гладко складывались отношения с интеллигенцией у власти: с одной стороны, именно она была призвана идейно обосновывать действия государства, с другой, – интеллигенция нередко воспринималось как «чуждый» элемент в рабоче-крестьянском обществе. В свою очередь, советская интеллигенция выработала разные модели отношений с властью: от сервилизма (обслуживания) до нонконформизма и диссидентства.
Примерные темы курсовых работ:
- «Советская идеология»
- «Советские ученые как социальная группа»
- «Профессорско-преподавательский корпус как социальная группа»
- «Творческая интеллигенция как социальная группа»
- «Власть и интеллигенция».

БЛОК 4. История и современное состояние молодежного движения в России
Аннотация:
Примерные темы курсовых работ:
- «История томской комсомольской организации»
- «История томской пионерской организации».

Комментариев нет:

Отправить комментарий