пятница, 6 февраля 2015 г.

История советской культуры. Лекция 6. 1964–1985. Развитие отдельных отраслей культуры

Лекция 6. 1964–1985. РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

План

I. Литература
II. Театр
III. Кинематограф
IV. Живопись
V. Скульптура
VI. Феномен авторской песни
VII. Неофициальное искусство

I

– массовая культура: популярность произведений детективно-приключенческого жанра (А. Сапаров «Гороховая, 2», Ю. Семенов «Огарева, 6», «Петровка, 38», Г. Василенко «Чистые руки: записки чекиста»);
– «деревенская проза» (В. Шукшин «Сельские жители», «Характеры», В. Распутин «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», Б. Можаев «Живой», «Мужики и бабы»).
– научная фантастика (А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», И. Ефремов «Час Быка», К. Булычев «Приключения Алисы»).

II

Знаковые театры 1960-80-х гг.:
– Театр на Таганке («Пугачев», «Гамлет», «Мастер и Маргарита»);
– Ленинградский Большой драматический театр («Ревизор», «История лошади», «Оптимистическая трагедия»).
– Московский театр им. Ленинского комсомола («104 страницы про любовь», «Жестокие игры», «"Юнона" и "Авось"»).

III

Система государственных заказов: приоритет фильмов на историко-революционную, военно-патриотическую и морально-бытовую тематику.
Творчество режиссера С. Бондарчука («Война и мир», «Они сражались за Родину»).
Творчество режиссера С. Герасимова («У озера», «Любить человека», «Юность Петра»).
Комедия (Л. Гайдай. «Операция „Ы" и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука»; Э. Рязанов «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы или с легким паром», «Гараж»).
А. Тарковский («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер», «Зеркало».)
С. Параджанов («Тени забытых предков»).

IV

Работая в предложенных государством рамках, советские живописцы освещали тему трудовых буден, бытовую тематику, посвящали полотна отголоскам прошедшей войны.
Новые имена и подходы: Т. Назаренко, Н. Нестерова, И. Глазунов.

V

Монументальная скульптура: Е. Вучетич («Родина-мать»), П. Бондаренко (Памятник Ю.А. Гагарину, Л. Кербель (Памятник Карлу Марксу), В. Цигаль (Памятник Герою Советского Союза Мусе Джалилю).

VI

К числу признанных лидеров авторской песни 1960–80-х гг. можно отнести А. Галича, Б. Окуджаву, Ю. Визбора, В. Высоцкого.

VII

1970–80-е гг. стали временем расцвета неофициального искусства в Советском Союзе, когда оформились различные его направления:
Кинетизм (Л. Нусберг, Фр. Инфантэ),
Концептуализм (И. Кабаков, Э. Булатов),
соц-арт (В. Комар, А. Меламид);

К 1980-м гг. обозначилось главное противоречие советской культуры: официальная культура исчерпала возможности развития при помощи идеологического диктата, а неофициальная не имела почвы для расширения своего воздействия на общественное сознание.

                                                                                                                               
Дополнительные материалы
- Дизайн в СССР. От шестидесятых до восьмидесятых (видеолекция)

Комментариев нет:

Отправить комментарий