Лекция 6. 1964–1985. РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ КУЛЬТУРЫ
План
I. ЛитератураII. Театр
III. Кинематограф
IV. Живопись
V. Скульптура
VI. Феномен авторской песни
VII. Неофициальное искусство
I
– массовая культура: популярность произведений детективно-приключенческого жанра (А. Сапаров «Гороховая, 2», Ю. Семенов «Огарева, 6», «Петровка, 38», Г. Василенко «Чистые руки: записки чекиста»);– «деревенская проза» (В. Шукшин «Сельские жители», «Характеры», В. Распутин «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», Б. Можаев «Живой», «Мужики и бабы»).
– научная фантастика (А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», И. Ефремов «Час Быка», К. Булычев «Приключения Алисы»).
II
Знаковые театры 1960-80-х гг.:– Театр на Таганке («Пугачев», «Гамлет», «Мастер и Маргарита»);
– Ленинградский Большой драматический театр («Ревизор», «История лошади», «Оптимистическая трагедия»).
– Московский театр им. Ленинского комсомола («104 страницы про любовь», «Жестокие игры», «"Юнона" и "Авось"»).
III
Система государственных заказов: приоритет фильмов на историко-революционную, военно-патриотическую и морально-бытовую тематику.Творчество режиссера С. Бондарчука («Война и мир», «Они сражались за Родину»).
Творчество режиссера С. Герасимова («У озера», «Любить человека», «Юность Петра»).
Комедия (Л. Гайдай. «Операция „Ы" и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука»; Э. Рязанов «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы или с легким паром», «Гараж»).
А. Тарковский («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер», «Зеркало».)
С. Параджанов («Тени забытых предков»).
IV
Работая в предложенных государством рамках, советские живописцы освещали тему трудовых буден, бытовую тематику, посвящали полотна отголоскам прошедшей войны.Новые имена и подходы: Т. Назаренко, Н. Нестерова, И. Глазунов.
V
Монументальная скульптура: Е. Вучетич («Родина-мать»), П. Бондаренко (Памятник Ю.А. Гагарину, Л. Кербель (Памятник Карлу Марксу), В. Цигаль (Памятник Герою Советского Союза Мусе Джалилю).VI
К числу признанных лидеров авторской песни 1960–80-х гг. можно отнести А. Галича, Б. Окуджаву, Ю. Визбора, В. Высоцкого.VII
1970–80-е гг. стали временем расцвета неофициального искусства в Советском Союзе, когда оформились различные его направления:Кинетизм (Л. Нусберг, Фр. Инфантэ),
Концептуализм (И. Кабаков, Э. Булатов),
соц-арт (В. Комар, А. Меламид);
К 1980-м гг. обозначилось главное противоречие советской культуры: официальная культура исчерпала возможности развития при помощи идеологического диктата, а неофициальная не имела почвы для расширения своего воздействия на общественное сознание.
Дополнительные материалы
- Дизайн в СССР. От шестидесятых до восьмидесятых (видеолекция)
Комментариев нет:
Отправить комментарий