четверг, 26 февраля 2015 г.

История высшего образования. Лекция 1. Предыстория высшего образования в России

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДЫСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

План:

I. Академии XVII в.
II. Приказные школы
III. Петровская эпоха


I

1632 – Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. – академия). Преподавались славянский, греческий и латинский языки, арифметика, геометрия, философия, астрономия, катехизис, богословие, философия, поэзия, риторика, нотное пение, музыка. Полный курс обучения – 8 лет. В академии имелись ректор (неограниченная власть, суд и расправа), префект (занятия и хозяйственные вопросы) и суперинтендант (воспитание обучаемых). Число сучащихся доходило до 2 тыс. чел.

1686 – Эллино-греческая академия (с 1701 – Славяно-латинская академия, с 1775 – Славяно-греко-латинская академия). Преподаваемые дисциплины: «низший класс» – «славянское книжное писание», «средний класс» – грамматика, латинский язык, «высший класс» – риторика, логика, философия, физика. Число учащихся – около 200.

II

Лекарская школа при аптекарском приказе (1654);
Школа при поместном приказе 1670-е): ученики обучались математике, грамматике, землемерному делу, черчению, картографии;
Типографская школа при приказе печатного дела (1681-1687);
Посольская школа при посольском приказе (1689): обучались грамотности, высокой технике письма, особенностям дипломатической документации.

Все обучавшиеся в приказных школах получали небольшое жалование и состояли на государственной службе.

III

С начала XVIII в. стали создаваться учебные заведения, преимущественно с военной направленностью.

1698 – военная школа в Преображенском полку. С учениками проводились занятия по математике, артиллерии.

1701 – Школа математических и навигационных наук. Численность воспитанников доходила до 500 человек. Учащиеся изучали русскую грамматику и арифметику («русская школа»), затем – геометрию и тригонометрию («цифирная школа»), позднее – астрономию, географию, навигацию, геодезию («верхние классы»).

1715 – Морская академия.


Названные учебные заведения XVII – начала XVIII вв. фактически играли роль одновременно и средних и высших учебных заведений. Во всех учебных заведениях приходилось заниматься повышением общеобразовательного уровня учащихся, что удлиняло сроки обучения.
                                                                                                                               

Дополнительные материалы

Комментариев нет:

Отправить комментарий