ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДЫСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
План:
I. Академии XVII в.
II. Приказные
школы
I
1632
– Киево-Могилянская коллегия
(с 1701 г. – академия). Преподавались славянский, греческий и латинский языки,
арифметика, геометрия, философия, астрономия, катехизис, богословие, философия,
поэзия, риторика, нотное пение, музыка. Полный курс обучения – 8 лет. В
академии имелись ректор (неограниченная власть, суд и расправа), префект
(занятия и хозяйственные вопросы) и суперинтендант (воспитание обучаемых). Число
сучащихся доходило до 2 тыс. чел.
1686
– Эллино-греческая академия (с
1701 – Славяно-латинская академия, с 1775 – Славяно-греко-латинская академия). Преподаваемые
дисциплины: «низший класс» – «славянское книжное писание», «средний класс» –
грамматика, латинский язык, «высший класс» – риторика, логика, философия,
физика. Число учащихся – около 200.
II
– Лекарская школа при аптекарском
приказе (1654);
– Школа при поместном приказе 1670-е):
ученики обучались математике, грамматике, землемерному делу, черчению,
картографии;
– Типографская школа при приказе
печатного дела (1681-1687);
– Посольская школа при посольском
приказе (1689): обучались грамотности, высокой технике письма, особенностям
дипломатической документации.
Все
обучавшиеся в приказных школах получали небольшое жалование и состояли на
государственной службе.
III
С
начала XVIII в. стали создаваться учебные заведения, преимущественно с военной
направленностью.
1698
– военная школа в
Преображенском полку. С учениками проводились занятия по математике, артиллерии.
1701
– Школа математических и навигационных
наук. Численность воспитанников доходила до 500 человек. Учащиеся изучали
русскую грамматику и арифметику («русская школа»), затем – геометрию и
тригонометрию («цифирная школа»), позднее – астрономию, географию, навигацию,
геодезию («верхние классы»).
1715
– Морская академия.
Названные
учебные заведения XVII – начала XVIII вв. фактически играли роль одновременно и
средних и высших учебных заведений. Во всех учебных заведениях приходилось
заниматься повышением общеобразовательного уровня учащихся, что удлиняло сроки
обучения.
Дополнительные материалы
Комментариев нет:
Отправить комментарий