четверг, 26 февраля 2015 г.

История высшего образования. Лекция 2. Петербургский академический университет

ЛЕКЦИЯ 2. ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

План:

I. Предыстория создания
II. Академический университет в 1725-66 гг.


I

Высказывание идеи – Лейбниц
Разработка проекта – Блюментрост
28.01.1724 г. Сенат утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук (АН).
Своеобразие АН состояло в том, что она объединила три учреждения – гимназию, университет и академию.

Дискуссия в исторической науке о первенстве высказывания идеи сочетания науки и образования: Петр I или Вильгельм Гумбольдт, основатель Берлинского университета (в 1808 г.).

1720-е гг. – переговоры о приглашении зарубежных ученых для работы в АН. Приняли приглашение математик Я. Герман, физиолог и математик Д. Бернулли, астроном и географ Ж. Делиль, филолог и историк Г. Байер и др.

Науки, преподаваемые в академическом университете (АУ): 1) математические (низшая и высшая математика, астрономия, география, механика); 2) физические (физика, физиология, анатомия, химия, ботаника); 3) исторические (метафизика, логика, мораль, политика, риторика, история, право).

II

1-й этап: 1725–47
27.12.1725 Екатерина I открыла АН.
Сложности:
- число преподавателей превышало число студентов.
- политические особенности: дворцовые перевороты, частая смена монархов и фаворитов, переезд в Москву царского двора (1728-1732 гг.)
- отъезда некоторых иностранных ученых на родину.
2-й этап: 1747–58
1747 – утверждение академического регламента:
- академики делились на две категории: академиков, освобожденных от преподавания, и профессоров, читающих лекции.
- в университете постоянно должно обучаться 30 казеннокоштных студента.
Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции для студентов на русском языке.
3-й этап: 1758–66
В 1758 г. М.В. Ломоносов – ректор академического университета.
Преобразования:
- увеличение финансирования университета в 1,5 раза
- сокращение объема латинского языка и увеличение объема русского языка в преподавании
- разделение университета на три факультета: юридический, медицинский и философский.

Но: не была решена проблема закрепления за выпускниками служебных прав.

Причины краткосрочности существования академического университета:
- отсутствие в России в XVIII в. сети средних учебных заведений, которые были бы базой для университета;
- незаинтересованность дворянской молодежи в получении гражданского образования из-за незакрепленности служебных прав;
- нестабильность политической ситуации в Росси в годы, на которые прошлось становление Петербургской академии.

                                                                                                                   
Дополнительные материалы


Комментариев нет:

Отправить комментарий