ЛЕКЦИЯ 2. ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
План:
I.
Предыстория создания
II.
Академический университет в 1725-66 гг.
I
Высказывание
идеи – Лейбниц
Разработка
проекта – Блюментрост
28.01.1724 г. Сенат утвердил проект учреждения
в Петербурге Академии наук (АН).
Своеобразие АН состояло в том, что она объединила
три учреждения – гимназию, университет и академию.
Дискуссия в исторической науке о первенстве
высказывания идеи сочетания науки и образования: Петр I или Вильгельм
Гумбольдт, основатель Берлинского университета (в 1808 г .).
1720-е гг. – переговоры о приглашении зарубежных
ученых для работы в АН. Приняли приглашение математик Я. Герман, физиолог и
математик Д. Бернулли, астроном и географ Ж. Делиль, филолог и историк Г. Байер
и др.
Науки, преподаваемые в академическом университете
(АУ): 1) математические (низшая и высшая математика, астрономия, география,
механика); 2) физические (физика, физиология, анатомия, химия, ботаника); 3)
исторические (метафизика, логика, мораль, политика, риторика, история, право).
II
1-й этап: 1725–47
27.12.1725 Екатерина I открыла АН.
Сложности:
- число преподавателей превышало число
студентов.
- политические особенности: дворцовые перевороты,
частая смена монархов и фаворитов, переезд в Москву царского двора (1728-1732
гг.)
- отъезда некоторых иностранных ученых на
родину.
2-й этап: 1747–58
1747 – утверждение академического регламента:
- академики делились на две категории:
академиков, освобожденных от преподавания, и профессоров, читающих лекции.
- в университете постоянно должно обучаться 30
казеннокоштных студента.
Ломоносов впервые в России начал читать
публичные лекции для студентов на русском языке.
3-й этап: 1758–66
В 1758 г . М.В. Ломоносов – ректор академического
университета.
Преобразования:
- увеличение финансирования университета в 1,5
раза
- сокращение объема латинского языка и
увеличение объема русского языка в преподавании
- разделение университета на три факультета:
юридический, медицинский и философский.
Но: не была решена проблема закрепления за
выпускниками служебных прав.
Причины краткосрочности существования
академического университета:
- отсутствие в России в XVIII
в. сети средних учебных заведений, которые были бы базой для университета;
- незаинтересованность дворянской молодежи в
получении гражданского образования из-за незакрепленности служебных прав;
- нестабильность политической ситуации в Росси
в годы, на которые прошлось становление Петербургской академии.
Дополнительные материалы
Комментариев нет:
Отправить комментарий