четверг, 26 февраля 2015 г.

История высшего образования. Лекция 4. Развитие университетского образования в первой половине XIX в.

ЛЕКЦИЯ 4. РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

План:

I. Политика в отношении образования
II. Развитие сети вузов
III. Кадры высшей школы

I

1802 г. – создание министерства народного просвещения: ведение высшими, средними и низшими учебными заведениями, академиями наук и художеств, типографиями, цензурой.


Устав 1804 г.: университетская автономия (выборность ректоров, проректоров, профессоров при тайном голосовании, право университета утверждать в ученых степенях, открывать кафедры); университеты – центры управления всеми учебными заведениями своего уч. округа.

Консервативный этап правления Александра I:
- преобразование Министерства народного просвещения в Министерство народного просвещения и духовных дел (1817),
- гонения на Петербургский и Казанский университеты,
- введение мундирной формы для студентов.

Устав 1835 г.: ограничение университетской автономии и академических свобод. Расширение полномочий попечителя учебного округа; снижение роли советов университетов.

Конец 1840-х: новое «закручивание гаек»:
- подчинение Харьковского и Киевского университетов генерал-губернаторам,
- запрет на командирование молодых людей за границу,
- обязанность профессоров представлять декану программу курса,
- увеличение платы за слушание лекций.


II

Начало XIX в. – 12 вузов.

Новые университеты: Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Варшавский, Петербургский, Киевский университеты

В 1800-1861 гг. в России появилось 29 вузов (не считая 7, которые прекратили свое существование).

III

1819 г. - "Положение о производстве в ученые степени": ученые степени действительного студента, кандидата, магистра и доктора.
Ученая степень давала право на получение соответствующего класса в порядке государственной службы: XIV – для студентов, X – для кандидатов, IX – для магистров, VIII – для докторов.

1828 г. – организация при Дерптском университете профессорского института.

Университеты в середине XIX в. становятся значительным фактором культурной жизни России, во многом противостоящим самодержавию, господствующей церкви и другим институтам феодального общества.

                                                                                                                                 
Дополнительные материалы



Комментариев нет:

Отправить комментарий