Лекция 9. Модернизация второй половины XIX в. Великие реформы.
План:
I. Предпосылки реформ.II. Крестьянская реформа.
III. Реформы местного самоуправления.
IV. Судебная реформа.
V. Реформа армии.
VI. Реформа образования.
I
Внутренние = Кризис крепостнической системы.Проявления кризиса:
1. сохранение крайне низких темпов развития страны;
2. невозможность создания рынка свободной рабочей силы;
3. КП – источник социальных конфликтов;
4. осознание аморальности КП.
Внешние:
Поражение России в Крымской войне вывело РИ из круга великих европейских держав. Правительство осознало, что если Россия хочет остаться великой державой и играть активную роль на мировой арене, то необходимы глубокие модернизирующие реформы.
II
Самой значительной стала крестьянская реформа, смысл которой заключался в отмене крепостного права и наделении крестьян землей.19 февр. 1861 было подписано “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”, согласно которому крестьяне получали:
- личную свободу и большинство общегражданских прав
- общинное самоуправление
- землю.
Выкупная операция.
- “капитализация оброка из 6 %”;
- государство – посредник при осуществлении выкупа.
III
Земская реформа (1864).После отмены КП в стране появляется новый слой граждан, для которых необходимо было создать новую систему управления. Для этой цели учреждались всесословные органы местного самоуправления – земства.
Компетенция земств. Они имели право собирать налоги на свои нужды, ведали школами, медициной, почтами, благоустройством дорог, местным хозяйством, благотворительностью.
В 1870 было принято “Городовое положение”, по которому создавалось городское самоуправление – Городские Думы – с хозяйственной компетенцией (вопросы городского хозяйства и благоустройства: градостроительство, содержание городских объектов, освещение, продовольствие, здравоохранение, защита от пожаров).
IV
Новые принципы судопроизводства:- всесословность;
- устность;
- гласность;
- состязательность.
Система судебных учреждений
СУД
|
||
мировой
|
общий
|
военные
|
незначительные уголовные и гражданские дела (ущерб не более 500 руб.) решались единолично мир. судьей. мировой судья – съезд мировых судей. |
более сложные дела (уг. – с участием присяжных). окружные суды – судебные палаты – Сенат . |
полковой –
военно-окружной – главный военный суд. |
V
- введение всеобщей воинской повинности;- организация Генерального штаба;
- разделение страны на 15 военных округов;
- появление нового рода войск – железнодорожных войск;
VI
- возвращение университетской автономии- всесословность образования
- ступенчатость образования
высш. ступень
|
ВУЗ
|
|||
университет
классический
|
Институт
|
|||
средн. ступень
|
Гимназия
|
|||
классическая
|
Реальная
|
|||
низш. ступень
|
Начальная
школа
|
|||
государств.
|
земская
|
церк.-приход.
|
||
Комментариев нет:
Отправить комментарий